- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Эволюция стратегии Нато в период глобализации. Глава 2 США и европейские союзники Североатлантического Альянса. Глава 3 Кризисы и противоречия в Организации Североатлантического договора
- Готовые работы
- Магистерская работа
- История
73 страницы
113 источников
Добавлена 15.08.2025 Опубликовано: studservis
20400 ₽
40800 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
2.1 Влияние внешней политики США на доктрину Североатлантического Альянса
В это время американская политика и внешняя политика США играли важную роль в определении стратегии НАТО. Важные геополитические перемены происходили в мире в конце 1980-х и начале 1990-х годов. СССР развалился, что привело к окончанию холодной войны и распаду Варшавского договора. В этом контексте НАТО оставалось примером международного сотрудничества, где государство играло важную роль в определении основных направлений. США, обладая технологическим и военным превосходством, являлись признанным лидером Альянса.
После 1991 года американские лидеры продолжали уделять большое внимание НАТО. Обеспечение здоровья Североатлантического союза после окончания «холодной войны» стало, ключевым элементом европейской политики Америки. Столь же драматично, что НАТО ритуально представлялся как союз, основанный на общих ценностях и поддерживающий их – союз, основанный на демократии. Однако за кулисами и на практике американские интересы были в большей степени корыстными.
После окончания холодной войны в 1991 году важным аспектом деятельности НАТО стало обеспечение безопасности и защиты территорий государств-членов от потенциальной угрозы со стороны других стран и организаций. Процесс трансформации и реформирования Североатлантического альянса начался после окончания биполярного мира, но до сих пор он остается незавершенным. Под руководством Соединенных Штатов происходят изменения во всех областях деятельности НАТО, что непосредственно влияет на развитие его военной стратегии и доктрины.
Развитие доктринальных взглядов НАТО обусловили масштабы пространств будущих войн, их географию и методы, что можно проследить на примере эволюции стратегической концепции альянса, вернее, ряда последовательных концепций Североатлантического альянса со времен его создания по настоящее время.
Термин «стратегическая концепции» НАТО в данном исследовании применяется к типу документов, являющихся определяющими в формировании основных принципов, которых придерживаются военно-политические круги стран-членов Североатлантического альянса. Количество таковых основополагающих концепций исследователи НАТО насчитывают семь, хотя проведенный в ходе данного исследования анализ истории альянса убеждает в том, что действительно крупных доктрин - всего две: одна охватывала период до развала СССР, вторая - после присоединения Крыма к России.
Стратегическая концепция НАТО 1991 г.: Первоочередная функция НАТО - коллективная оборона, направленная на улучшение и расширение безопасности для Европы посредством партнерства и сотрудничества с бывшими противниками. Ключевой момент - применение ядерного оружия сводится до минимального уровня, достаточного для сохранения мира и стабильности.
Стратегическая концепция НАТО 1999 г.: Первоочередная функция НАТО - обеспечении общей обороны, мира и стабильности в широком евроатлантическом регионе. Ключевой момент - широкое определение безопасности, признавшее важность политических, экономических, социальных и экологических факторов помимо оборонного измерения, выявление новых факторов риска, возникших после окончания «холодной войны»: терроризм, межнациональные конфликты, нарушение прав человека, политическая нестабильность, экономическая хрупкость и распространение ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки.
С 1991 года в Центральной и Восточной Европе после выхода стран-членов Варшавского договора из-под влияния СССР Североатлантический альянс начал выстраивать фундамент для становления НАТО в качестве глобальной военно-политической организации в «непредсказуемом мире», что, как выяснилось впоследствии, сделать удалось. Правда, с большими оговорками. В условиях западного военно-политического доминирования после развала СССР и ОВД американский истэблишмент сформулировал новые стратегические приоритеты, в том числе для союзников и партнеров.
Альянс воспринял это, как одобрение для расширения НАТО на Восток, принятия новых членов. Расширение масштабов является неотъемлемым элементом Стратегической концепции, а «проведение миротворческих и гуманитарных операций по урегулированию конфликтов и кризисов стала впервые важной частью политики военной организации». Для России расширение НАТО продолжало представлять угрозу, несмотря на то, что российская сторона приглашалась к участию во многих программах сотрудничества альянса и в целом проводила прозападную политику, а с США были установлены доверительные отношения между президентами двух стран.
НАТО более не нуждалась в созданных ранее крупных воинских соединениях, готовых отразить любую сухопутную, воздушную, морскую или военно-космическую атаку советских вооруженных сил. Произошедшее в этот период сокращение не коснулось военных и полицейских формирований, призванных действовать максимально эффективно для предотвращения и урегулирования кризисов и конфликтов. Среди них можно выделить Силы быстрого реагирования (NATO Response Force, NRF), создание которых было одобрено в 2002 г.
Трансформация военной структуры НАТО, ранее нацеленной на крупномасштабную войну, а также курс на установление Соединенными Штатами мирового военно-политического господства сопровождалось принятием новых официальных документов США и НАТО:
- Стратегической концепции НАТО (The Alliance Strategic Concept);
- Стратегии национальной безопасности США (The National Security Strategy of the United States);
- Национальной оборонной стратегии США (The National Defense Strategy of the United States);
- Национальной военной стратегии США (The National Military Strategy of the United States).
На Стратегическую концепцию Североатлантического альянса во времена противостояния с СССР и в постсоветскую эпоху продолжают оказывать влияние концептуально-идеологические установки Стратегии национальной безопасности США, а также принципы военного строительства, сформулированные в Национальной оборонной стратегии США и Национальной военной стратегии США. Изменения в стратегическом курсе США, соответственно, вызывало сдвиг в Стратегической концепции НАТО.
С периода образования евроатлантической военной организации главные ориентиры, оценка обстановки и взгляды стран-членов Североатлантического союза претерпели существенные изменения, что, в свою очередь, отразилось в Стратегических концепциях НАТО, которые исходили из поставленных долгосрочных целей, где США и их союзники по НАТО стремились достичь и выполнить в разное время. Следует отдельно отметить три Стратегические концепции Североатлантического союза, которые определяли военно-политический вектор НАТО после «холодной войны». Сохраняя устоявшийся регламент «дежурства» НАТО по Европе, одновременно с этим в американском истэблишменте вырабатывалась идея о необходимости реорганизации и трансформации структуры НАТО, что было вызвано противоречием консервативного и обновленческого подходов к реакции на новые условия международной безопасности. Как отметил российский специалист в области международных отношений, внешней и военной политики, А.Г.Арбатов, «трансформация НАТО является одним из ключевых факторов европейской и глобальной безопасности». Эволюция Стратегий национальной безопасности США и динамика системного пересмотра Стратегических концепций Североатлантического альянса, в т.ч. под влиянием США, позволяет определить 3 временных периода серьезной трансформации военной политики НАТО с 1991 – 1999 гг., с 2000 - 2009 гг., с 2010 по н.в.
Разные уровни конфликтов и кризисных ситуаций в эти периоды являются причинами изменения Стратегических концепций НАТО. «Ситуация с конфликтностью в международных отношениях начинает выглядеть как значительное усложнение по сравнению с периодом «холодной войны», отмечал советский и российский политолог, В.А.Кременюк. Он выделил два мотива конфликтного поведения современных государств – «борьба за выживание и амбиции правящих». Российский специалист по вопросам внешней политики США на Ближнем Востоке и постсоветском пространстве, А.А.Сушенцов, отметил, что среди исследователей, занятых изучением конфликтов, был достигнут консенсус по вопросу структуры конфликтности. Он полагал, что верхний уровень опасности – за вооруженными конфликтами между развитыми странами. Средний уровень обозначен конфликтами стран переходного типа. И на нижнем уровне, представляющим опасность в мире, располагаются беднейшие и наименее стабильные государства с высокой степенью внутренней конфликтности.
Новые тенденции конфликтности после «холодной войны» можно измерить уровнем снижения угрозы ядерной войны, скоростью разрастания этнического и конфессионального кризиса, а также рамками международных конфликтов.
Прежняя шкала оценки конфликтов, существовавшая до исчезновения СССР и ОВД, перестала быть актуальной. Это было подготовлено военнополитическим взаимодействием с Западом позднего СССР. Так, советская сторона сначала вывела свои войска из социалистических стран, а после 1991 г. уже российское правительство приступило к выводу своих вооруженных сил из прибалтийских стран, Грузии и Азербайджана. Исчезновение биполярной системы и соответствующих вооруженных формирований ликвидировало «классические» войны по типу двух Мировых войн, а их место заняли малые войны, локальные конфликты и кризисы. Иллюзия конца 80-х и начала 90-х гг. о договоренностях по неприменению силы в сфере межгосударственных отношений оказалась ошибочной. Последующие конфликты в Персидском заливе, Сомали, бывшей СФРЮ подтверждают выводы школы политического реализма об определяющем значении силового решения в выстраивании отношений между странами. Прусский военачальник, военный стратег 19 века К. фон Клаузевиц в своем произведении «О войне» дает определение войны, остающееся справедливым и сегодня: «Война является столкновением существенных интересов, которые разрешаются в результате кровопролития, и только этим она отличается от других конфликтов». Учитывая наличие мощных экономических и информационных рычагов принуждения, военная сила США, готовая к кровопролитию по Клаузевицу, и сегодня определяет свой политический статус в соответствующей иерархии международных отношений.
Приоритетные направления американской военной и внешней политики регулируются документами военно-политического назначения, подготовленными администрацией президента, Министерством обороны, спецслужбами, Государственным департаментом, Сенатом и Конгрессом. Они обозначают основные угрозы безопасности страны и ее национальным интересам за рубежом. Главным в иерархии для США является Стратегия национальной безопасности (СНБ). Следовательно, военная политика США имеет подчиненный характер по отношению к политике национальной безопасности. Что подтверждается в Национальной военной Стратегии США и Национальной оборонной стратегии США. Изучать международные цели Соединенных Штатов Америки следует именно в СНБ.
90-е годы XX века для внешней политики США стало периодом поиска целей в условиях изменения системы международных отношений и безопасности. После периода биполярной конфронтации США получили как новые возможности, так и трудности, с которыми они пытались справиться самостоятельно, что стало для них в долгосрочном периоде сложной задачей и потребовало привлечения мирового сообщества, как указывалось в документах Мальтийского саммита 1989 г..
Из числа возможностей перед ними открылись широкие перспективы для сотрудничества с государствами, которые ранее входили в советский военный лагерь в Восточной Европе, а также с новыми странами, образовавшимися на пространстве бывшего СССР. США стали не только практически неуязвимыми перед военным нападением извне, но и обрели свободу стратегического маневра, в т.ч. в Европе, более того: исчезновение непосредственной военной угрозы для США сохраняло их статус, как сверхдержавы, «обладающей возможностью вмешательства в любой части земного шара».
В противовес сказанному, с начала 90-х гг. США администрация Дж.Буша-старшего не смогла выстроить полноценную доктрину или утвердить «новый мировой порядок», а главное определить главную угрозу. Несмотря на ряд внешнеполитических стратегий, которые по сути отличались редакциями схожих формулировок национальных интересов и способов их защиты. Члены первой администрации Буша сосредоточились на сохранении целостности НАТО как способе закрепления американского присутствия в Европе. Согласно их логике, это защитит и от возможного российского реваншизма, и от возможной напористости западноевропейских государств, заинтересованных в более широкой международной роли при помощи Европейского Союза. Проще говоря, поддержка НАТО помогла бы сохранить то, что Брент Скоукрофт (советник Джорджа Буша по национальной безопасности) назвал «мировой лидирующей ролью Америки». Это сдержит и Россию, и союзников.
При смене администраций Клинтона, Буша и Обамы это геополитическое требование трансформировалось в более широкое стремление НАТО служить плацдармом для внутренних преобразований в Европе и, в свою очередь, для обеспечения стратегической стабильности на всем континенте. Вместо того, чтобы застраховаться от неопределенности после окончания «холодной войны», НАТО теперь может создать более интегрированную Европу, способствуя распространению либеральной демократии в бывших членах советской сферы влияния и связывая государства Восточной и Западной Европы в общую структуру безопасности. Это стало толчком для поддержки США идеи расширения НАТО, впервые разработанной Джорджем Х. В. Бушем, но всерьез к ее реализации приступили в середине 1990-х.
Попытка выстраивания военной доктрины в 1992 г. отчасти предпринята в новой американской НВС Объединенного комитета начальников штабов. Где говорится, что «США по прежнему стремятся к мировому лидерству, распространяя культурное, политическое и экономическое влияние на страны мира. Мы можем достойно встретить любой брошенный нам вызов в обозримом будущем, полагаясь при этом на силу…».
В своем выступлении в штаб-квартире ООН в 1993 г. на тему «Использование силы в мире после окончания холодной войны» представитель США в ООН, будущий госсекретарь США М.Олбрайт заявила, что США не откажутся в ближайшей перспективе от возможности использования силового давления для реализации и защиты национальных интересов. Она также упомянула об угрозах, которые дестабилизируют национальную безопасность США: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, этнические и межнациональные конфликты, свержение или попытки свержения действующих режимов, а также утверждение демократического правительства.
Пересмотр направлений работы, отсутствие угрозы с Востока привели к сокращению американского ядерного арсенала, размещенного в Европе. При Дж. Буше-старшем на всех европейских базах должно было остаться 1400 свободнопадающих тактических ядерных авиабомб. К концу 1991 г. он же решил уменьшить их количество до 700 единиц. В 1994 г. президент Б. Клинтон принял решение о дальнейших сокращениях – до 480. Кроме того, с 1991-1994 гг. были выведены в США или расформированы «2 дивизии, 3-я бронетанковая и 8-я пехотная, четыре бригады, 3-я бригада 1-й бронетанковой дивизии, 3-я бригада 1-й пехотной дивизии, 3-я бригада 2-й бронетанковой дивизии, 2-я бронетанковая дивизия и Берлинская бригада, два бронекавалерийских полка, 2-й и 11-й, четыре бригады полевой артиллерии, 17-я, 42-я, 72-я и 210-я и 7-я инженерная бригада».
Был расформирован VII корпус (75 тыс. чел. личного состава, 1200 танков, 1700 бронированных машин, 650 артиллерийских систем, 325 вертолетов), а в составе 7-й армии США остался только V корпус, штаб которого из Франкфуртана-Майне в декабре 1994 г. переместилась в г.Гейдельберг. Из 4 дивизий в Европе остались только две – 1-я бронетанковая и 3-я (затем 1-я) пехотная. Численность боевых самолетов, которые ВВС США имели в Европе, сократилась с 664 в 1990 г. до 192 в 1995 г. 17-ю воздушную армию (Зембах, Германия) расформировали в 1996 г. В 1995 г. расформирована 66-я бригада военной разведки.
В таких условиях в 1993 г. шла подготовка новой СНБ. В том же году на заседании Сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент США изложил рамочное положение Стратегии национальной безопасности США. Очевидная недоработка ряда вопросов в СНБ, а также критика внутри самой администрации президента и в академической среде также не позволили подвести никаких итогов внешней политики. В окончательном варианте СНБ «Стратегия национальной безопасности: стратегия вовлеченности в международные дела и распространения демократии в мире» была оформлена только к середине 1994 г. США признавались единственной сверхдержавой, которая несла ответственность за поддержание стабильности в мире, а возможность контроля международной ситуации в соответствии с американскими интересами признавалась главной целью США.
Кроме того, в СНБ были отмечены следующие задачи, например, защита США от военной агрессии; укрепление соглашений о коллективной обороне; создание условий, исключающих возможность для любой враждебной силы контролировать или занимать доминирующее положение в регионах, где у США имеются жизненно важные интересы. В СНБ затрагивался и идеологический компонент - продвигать американские ценности для преобразования климата в международном сообществе в соответствии с моделью американской демократии и экономики.
Применение на практике в виде исполнения регулируется в США исполнительными директивами, Executive order. Основной массой документов, издаваемых Президентом США, которые сродни указам президента РФ, по аналогии с российским законодательством. В частности, президентом Б.Клинтоном была подписана директива № 13 о «наступательной многосторонней дипломатии», которая предусматривала разделение миссий на «миротворческие» и операции «по принуждению к миру», а также предполагала усиление миротворческого потенциала ООН и готовность США на регулярной основе передавать свой военный контингент в оперативное командование силам ООН. Имплементация нового курса администрации Белого дома началась с военных операций в Гаити, Сомали и Боснии. По прошествии некоторого времени острые дебаты в США по вопросу внутренних дел других государств в «гуманитарных целях» были вызваны провалом американской доктрины в ходе миротворческой операции ООН в Сомали. Действующий президент США был подвергнут критике со стороны обеих палат Конгресса. А растущие разногласия между США, командованием силами ООН и членами Совета Безопасности ООН в боснийском урегулировании привели к быстрой переориентации США от принципов «наступательной многосторонней дипломатии» к использованию военной мощи НАТО и собственных вооруженных сил. К середине 1994 г. директива № 13 была заменена директивой № 25, которая акцентировала использование ВС США и ОВС НАТО в качестве главной силы в урегулировании конфликта в Боснии. Но и она подверглась критике за призыв к взаимодействию США с международными организациями, так как считалось, что потенциал США позволял стране достигать целей без посторонней помощи. Профессор Техасского университета К.Лейна считал, что это верным, поскольку по теории «свободного балансирования» США должны стать одним из мировых центров силы, играющих на противоречиях между остальными центрами, что по его утверждению должно приводить к силовому равновесию в мире. Игра на противоречиях и одностороннее использование силы США задало стандарт поведения в ходе военно-политического давления и достижения побед над региональными противниками. Это было доказано применением частей ВВС и ВМС с нанесением ударов крылатыми ракетами типа «Томагавк» сначала в Персидском заливе, а затем и в Югославии.
Краткое резюме конфликта, заканчивавшегося авиационно-бомбовыми ударами по столице Югославии, сводилось к применению директив президента США к региональному противнику, который отличался высоким военноэкономическим потенциалом на Балканах, но не следовал политике США, и не подкреплял стремления к вступлению в Североатлантический альянс. Вначале югославского кризиса США осуществили тактику «свободного балансирования», при этом их приоритетом стала превентивная дипломатия, представляемая общественности как защита от расширения балканского конфликта. А ответственность за основную работу по урегулированию и стабилизации в регионе была предусмотрительно возложена на европейские страны.
Применение военных директив президента США в бывшей СФРЮ произошло в тот момент, когда стал очевиден провал политики стран ЕС в попытке урегулирования балканского конфликта. Был создан прецедент такого «свободного балансирования», который привел к соглашению враждующих балканских сторон на американской базе в Дейтоне при участии и организации со стороны США, что привело не столько к прекращению огня, сколько к разделению и обособлению территорий впервые после Второй мировой войны.
Белый дом устраивало разобщение территории Югославии на несколько небольших государств, поскольку это вело к усилению военно-политического влияния США и их контроля над исторически стратегическим регионом Европы.
Очевидно, что Республика Сербия стояла на пути американских амбиций, в балканском регионе являясь точкой сбора бывшей СФРЮ. Разобщенный сербский народ, оставшийся в Боснии и Герцеговине и Хорватии, стремился объединиться с Сербией, создавая этим угрозу их территориальной целостности. Исходя из этого, Союзная Республика Югославия (СРЮ), включавшая Сербию и Черногорию, заняла суверенную позицию в вопросе признания Боснии и Герцеговины. В противовес США отказались признать СРЮ, а вслед за этим добились введения жестких санкций против нее в Совете Безопасности ООН. Эскалация кризиса и невозможность достижения компромисса по ключевым вопросам привели к бомбардировкам СРЮ в 1999 г. под названием «Союзная сила» (Operation Allied Force), которая длилась с 24 марта 1999 г. по 10 июня 1999 г.
Данная операция усилила международные позиции США и их полное доминирование в НАТО, расширив зону ответственности НАТО подтвердила готовность военного блока применять силовые методы без санкции Совета Безопасности ООН. Поспешные действия США без оглядки на мировое общественное мнение обнаружили несостоятельность и неэффективность, как ОБСЕ, Совета Европы, так и ООН. Ни ведущим европейским странам, ни признанным международным организациям не хватило решимости справиться с региональными проблемами без участия США и НАТО.
Накануне событий в Югославии правительство США увеличило во второй половине 90-х годов военные расходы в новой Национальной военной стратегии, что давало возможность Вашингтону самостоятельно решать международные проблемы, удовлетворяя свое стремление единолично формировать мировой порядок. Стратегическое сдерживание, а также передовое присутствие, которые являлись главными положениями Национальной военной стратегии, которую должны были дополнить реагирования на кризисные ситуации и способность критически наращивать боевую мощь ВС США до требуемого уровня. Особое внимание отводилось стратегическим и нестратегическим ядерным силам при методе военного сдерживания. Кроме того, отмечалась необходимость обеспечить режим нераспространения ОМП, усилить борьбу против терроризма и незаконного распространения наркотиков, а также повысить эффективность деятельности разведки для достижения решающего преимущества.
В интересах решения этих задач в Белом доме планировалось продолжить реорганизацию министерства обороны, военно-технологической и военно-промышленной базы, шире использовать передовые технические достижения при разработке новых систем вооружения и военной техники, а также концепций их эффективного боевого применения. Несмотря на реорганизацию расходы министерства обороны США снизились с 1991 г. до 2000 г. на 15% с 487 млрд.долл. до 415 млрд. долл. Вслед за США к концу 1999 г. в ведущих западных странах - Великобритании, Франции, ФРГ - также отчетливо проявился курс на модернизацию, сопровождающуюся экономией финансов: совместные расходы на оборону снизились на 20% с 177 млрд.долл. до 142 млрд. долл. за аналогичный период.
Фрагмент для ознакомления 3
Баранов Н.А. Международные организации конфликтного урегулирования [Электронный ресурс] // URL: https://www.nicbar.ru/politology/study/57-kurs-mezhdunarodnye-konflikty-v-xxiveke/602-tema-8-mezhdunarodnye-organizatsii-konfliktnogo-uregulirovaniya (дата обращения: 01.06.2024)
Баранов Н.А. Тема 8. Европейская безопасность [Электронный ресурс] / Баранов Н.А // Санкт-Петербургский государственный университет. 19.06 2016 г. URL: https://www.nicbar.ru/politology/study/kurs-osnovymezhdunarodnoj-bezopasnosti/222-lektsiya-8-evropejskaya-bezopasnost (дата обращения: 02.06.2024)
Барановский Е. Кризис в Косово и усилия международного сообщества по его урегулированию [Электронный ресурс] // Русский архипелаг, сетевой проект «Русского мира». 1999. URL: www.archipelag.ru/geopolitics/piryadok/balkany/collection/314/ (дата обращения: 06.06.2024).
Богуславская Ю. К. Американские концепции трансформации НАТО и перспективы усиления роли Североатлантического союза в Центральной Азии // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2013. – Т. 4. – № 1 (8). – С. 179-184.
Валуев А.В. Глобальная роль европейского измерения внешней политики «Новой» Великобритании: успех и поражение правительств Тони Блэра (1997-2007 гг.) [Электронный ресурс] / Валуев А.В. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnaya-rol-evropeyskogo-izmereniya-vneshney-politiki-novoy-velikobritanii-uspeh-iporazhenie-pravitelstv-toni-blera-1997-2007-gg (дата обращения: 01.06.2024)
Выступление Б.Клинтона на Сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // UN. New York, 1993. URL: http://www.un.org/ru/ga/sessions/ (дата обращения: 04.12.2017).
Гуськова Е. История югославского кризиса (1990-2000). М.: Русское право/Русский Национальный Фонд. 2001. С.147.
Дж. Буш-младший призвал членов НАТО поучаствовать в войне с талибами [Электронный ресурс] // Euronews. 2007. URL: http://ru.euronews.com/2007/02/16/us-calls-for-more-nato-help-in-afghanistan (дата обращения: 07.06.2024).
Единый европейский акт. Договор о Европейском Союзе. ИЭ РАН. М., 1994. С. 165–166.
Журбей Е.В. Стратегия национальной безопасности США в 90-е гг. XX в. // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2015. – № 2 (33). – С. 75-108.
Журкин В. В. Военная политика Евросоюза. М., 2014. С. 50.
Зверев Ю. Вооруженные силы США в Европе: от окончания «холодной войны» до кризиса на Украине [электронный ресурс] / Зверев Ю. // Евразия эксперт. Москва, 2017 г. Режим доступа: http://eurasia.expert/vooruzhennye-sily-ssha-v-evrope/ (дата обращения: 05.06.2024).
Иракская война может привести к переосмыслению внешней политики США [Электронный ресурс] // Радио Свобода. 20 Марта 2007 г. – URL: https://www.svoboda.org/a/383752.html (дата обращения: 04.06.2024).
Карл фон Клаузевиц «О Войне» [электронный ресурс] // FictionBook.ru. Москва, 2017. URL: https://www.rulit.me/books/o-vojne-read-178801-1.html (Дата обращения: 02.06.2024)
Киссинджер Г. Дипломатия // Пер. с англ. В. В. Львова / После сл. Г.А. Арбатова. М.: Ладомир, 1997. С.502.
Клинтон У Дж. Моя жизнь. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 678 с.
Косово: международные аспекты кризиса [Электронный ресурс] // Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, июнь 1999. URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/36257.htm (дата обращения: 03.06.2024)
Котляр В.С. Международное право и современные стратегические стратегии США и НАТО. М.: Научная книга, 2007. 436 c.
Кременюк В.А. Международные конфликты: проблемы управления и контроля. М.: ИСКРАН. 2006. С.61, 85.
Критическое направление американской внешнеполитической мысли: Збигнев Бжезинский и Кристофер Лейн [электронный ресурс] // Центр консервативных исследований. 30.10.2009. URL: http://konservatizm.org/konservatizm/geopolitika/301009113723.xhtml (дата обращения: 18.11.2016).
Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение. В 2-х частях. Часть II. Иракский кризис. Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2009. 354 с.
Лобанов Р.О. Военное измерение европейской интеграции в проектах ЕС в конце XX - начале XXI века // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 4 (29). – С. 89-100.
Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил, что его страна проявит "неограниченную солидарность" с Соединенными Штатами в их борьбе против терроризма [Электронный ресурс] // Радио Свобода. 20 Сентября 2001 URL:// https://www.svoboda.org/a/24120804.html (дата обращения: 02.06.2024).
Мюнхенская конференция по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. 9.02.2007 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3082 (дата обращения: 05.06.2024)
Надточей Ю.И., Христенко Д.Н. Разделение финансового бремени в НАТО: старая проблема в новом звучании // Актуальные проблемы Европы. – 2019. – № 1. – С. 56-77.
Новикова Д. Особенности формирования и концептуальные принципы Европейской политики в области обороны и безопасности (ЕПБО) [Электронный ресурс] / Новикова Д. // Институт международных отношений МГИМО (У) МИД России. 2009 г. URL: https://mgimo.ru/files/127184/kb-11_Novikova.pdf (дата обращения: 04.06.2024).
Олбрайт М. Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 668 с.
Потенциал космонавтики: взгляды ООН и США// Общество, история и культура: Материалы конференции аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН. Выпуск 4.- М. - 2002. - С. 59-62.
Приходько О.В. Проблема противоракетной обороны в трансатлантических взаимоотношениях (1960 – 1990-е гг.). Автореф. Дисс. На соискание ученой степени канд. Ист.наук. М.: ИСК РАН, 2001.
Резолюция СБ ООН №1199 [Электронный ресурс] // United Nations. 1998. URL: http://www.un.org/ russiandocumen/scresol/res1998/res1199.htm (дата обращения: 04.06.2024).
Роль дипломатии США в югославском кризисе// Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность: Материалы конференции аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН. Выпуск 4.- М. - 2003. - С. 82-88
Сидоров А.А. Экономические санкции в международных конфликтах: опыт США // Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории /М.: МАКС Пресс, 2001. Выпуск 11. c. 58-88
Силы и средства НАТО [электронный ресурс] URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49137.htm (Date of Access: 06.06.2024).
Система противоракетной обороны (ПРО) США [Электронный ресурс] // РИА Новости. 13.07.2011. URL: https://ria.ru/spravka/20110713/399998194.html (дата обращения: 07.06.2024).
Стенограмма беседы Владимира Путина с журналистами стран G8 [Электронный ресурс] // Газета Коммерсант. 2007. URL: http://www.kommersant.ru/articles/2007/putin.html?page=1 (дата обращения: 06.06.2024).
Стратегическая концепция [электронный ресурс] // НАТО официальный сайт. Брюссель. 1991-2017. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_56626.htm (дата обращения: 01.06.2024).
Стратегическая концепция НАТО [Электронный ресурс] // Центр военно-политических исследований. Москва, 2010 г. URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/3871 (дата обращения: 03.04.2016).
Стратегия ЕС [Электронный ресурс] // URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_global_strategy_ru.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
Стратегия национальной безопасности США. Стратегия вовлеченности в международные дела и распространения демократии в мире // США. Экономика - политика - идеология. - 1994. - №11-12, 1995. - №1-2.
Сушенцов А.А.Малые войны США: Политическая стратегия США в конфликтах в Афганистане и Ираке в 2000–2010-х годах / М.:Аспект Пресс, 2014. С.54.
США и Европа договорились о совместном использовании данных об авиапассажирах [Электронный ресурс] // URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2006/10/20061010094831xlrennef0.6456568.html#ixzz4a6Jf4c9t (дата обращения: 02.06.2024).
США и Евросоюз сотрудничают в борьбе с терроризмом [Электронный ресурс] // URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2005/06/20050620075808xlrennef0.1714899.html (дата обращения: 07.06.2024).
США и создание Организации Объединенных Наций: взгляд с расстояния в 60 лет// Вестник РУДН. - Серия Международные отношения.- М. - 2002.- № 1(2).-С. 102-110.
США остаются важнейшим торговым партнером Евросоюза [электронный ресурс] // УНИАН-информационное агентство. 27.03.2018. URL: https://economics.unian.net/finance/10057580-ssha-ostayutsya-vazhneyshim-torgovympartnerom-evrosoyuza.html (дата обращения: 03.06.2024).
Троицкий М.А. Трансатлантический союз. 1991-2004. Трансформация системы американо-европейского партнерства после распада биполярности. М.: НОФМО, 2004. C.252.
Уткин А. И. Доктрина Буша: концепция, разделившая Америку. М.:Россия в глобальной политике, 2005. № 4. С. 29-42.
Франко-британское сотрудничество и будущее европейских вооруженных сил [электронный ресурс] // Foreign Policy. 2014. URL: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/franko-britanskoe-sotrudnichestvo-i-buduscheeevropeyskih-vooruzhennyh-sil/ (дата обращения: 05.06.2024).
ЧАСТЬ VII ПАРТНЕРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО // Онлайн библиотека Североатлантического альянса - URL: https://www.nato.int/docu/handbook/2006/hb-rus-2006/Part7.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
Шаклеин В.В. Проблемы международной безопасности и внешняя политика США в 1993–2000 гг. // Дис. на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 2004. С. 68.
Шаклеина Т.А. США в новых международных условиях: единовластие или разумное лидерство? США и внешний мир. Материалы 4 научной конференции Ассоциации изучения США. М.: 1997. С.105.
Шмитт М. Майкл Борьба с терроризмом и применение силы с точки зрения международного права. США: Публикация № 5 Центра им. Дж.Маршалла, 2002. С.85.
Шумилин А.И. Проблема Ирака и противостояние законодательной и исполнительной властей США в 2007 г. [Электронный ресурс] / Шумилин А.И. // ИСКРАН. №1. 2008. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=69 (дата обращения: 03.06.2024).
«Arab Perspectives on NATO», NATO Review, Spring 2005, – URL: www.nato.int/docu/review/2005/issue4/english/art3.html (Дата обращения: 07.06.2024).
«Europe - The Third Way / Die neue Mitte» Tony Blair and Gerhard Schroeder [Electronic resource] // 1999. – URL: http://www.albanknecht.de/materialien/Schroeder-Blair-Paper-englisch.pdf, – URL: http://www.labour.org.uk/views/items/00000053.html Europe: The Third Way/Die Neue Mitte (Date of access: 07.06.2024).
A National Security Strategy For A New Century, 1998 [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1998. – URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-1998/ (дата обращения: 05.06.2024)
A National Security Strategy of Engagement and Enlargement [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1995. – URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-1995/ (Date of access: 03.06.2024).
A third of EU trade is with the United States and China, International trade in goods in 2017 [Electronic resource] // Eurostat. – 26 March 2018. – URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8765917/6-26032018-APEN.pdf/0a4e2aea-1654-4c0d-92b1-c44ac844726f (дата обращения: 03.06.2024)
Active Engagement, Modern Defense. Strategic Concept for the Defense and Security of the Members of North Atlantic Treaty Organization. Adopted by Heads of State and Govern - ment at the NATO Summit in Lisbon. 2010. 19-20 November. [Электронный ресурс] // официальный сайт Организации Североатлантического договора. – URL: http://www.nato.int/ nato_static/assets/pdf/pdf_publications/20120214_strategic-concept-2010-eng.pdf (дата обращения: 03.06.2024).
Asmus R., Blackwill R., and Larrabее S. Can NATO Survive? // The Washington Quarterly, – vol. 19, – No. 1. – 1996. – pp. 80-89.
Britain and France defense deal [Electronic resource] // The guardian. 2010. – URL: https://www.theguardian.com/politics/2010/nov/02/britain-france-landmark-50-year-defence-dea (дата обращения: 01.06.2024)
British-French summit, St. Malo, 3-4 December 1998. Joint declaration on European defence // From St. Malo to Nice. European defence: core documents. – Paris: Institute for Security Studies Western European Union, 2001. – 239 p.
Brown M. Minimalist NATO, a wise alliance knows when to retrench – N.Y.: Foreign affairs., 1999. – Vol. 78. – N 3. – Р. 205-213.
Clark W.K. Winning Modern Wars: Iraq, Terrorism, and the American Empire. – N.Y.: Public Affairs, 2003 . – P. 160.
Cowell Alan, German Social Democrat Triumphs in Key State Election. – New York Times, – 2 March 1998. – P.3
Crabb С.V., Holt P.M. Invitation to Struggle: Congress, the President. – Washington: Foreign Policy. 1992. – P. 159.
European Union. Consolidated version of the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community. – Luxembourg, 1997.
Final Communique. Ministerial Meeting of the North Atlantic Council Held In Reykjavik on 14 May. 2002. [Электронный ресурс] // официальный сайт Организации Североатлантического договора. – URL: http://www.nato.int/docu/pr/2002/p02-059e.htm (дата обращения: 03.06.2024)
Goldgeier J. M. The Future of NATO. Council for Foreign Relations. Council Special Report #51. February, 2010. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cfr.org/nato/future-nato/p21044 (дата обращения: 03.06.2024).
Goldgeier, James M. Not Whether But When: The U.S. Decision to Enlarge NATO. Brookings Institution Press. – Washington. 1999.
Gompert D.,Larrabee S Introduction: a partner for America // America and Europe/ America and Europe: A Partnership for a new era. – New York: Cambridge University Press, 1997. – P.8.
Lugar Richard G. NATO’S Role in the War on Terrorism [Электронный ресурс] // U.S.-NATO Missions Conference Brussels. 2002. – URL: nti.org/c_press/Lugar_NATO_Final.pdf (дата обращения: 07.06.2024).
Marc Champion Staff Reporter of The WSJ Eight European Leaders Voice Their Support for U.S. on Iraq, Wall Street Journal, 2002 [Electronic resource] // The Wall Street Journal .2002. – URL: https://www.wsj.com/articles/SB1043875470158445104 (Date of access: 07.06.2024).
Meiertöns, Heiko The Doctrines of US Security Policy: An Evaluation under International Law. – Cambridge: Cambridge University Press, 2010. – P. 310
National Military Strategy [Electronic resource] // Joint Chiefs of Staff, Department of Defense. – URL: https://www.defense.gov/Resources/ (Date of access: 02.06.2024- 05.06.2024)
National Military Strategy of the United States of America, 1995 [Electronic resource] // US Ministry of Defense. 1995. – URL: http://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nms/nms1995.pdf?ver=2014-06-25-123428-503 (дата обращения: 04.06.2024)
National Military Strategy of the United States of America, 1997 [Electronic resource] // US Ministry of Defense. 1997. – URL: http://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nms/nms1997.pdf?ver=2014-06-25-123438-080 (дата обращения: 04.06.2024).
National Military Strategy of the USA [Electronic resource] // Joint Chiefs of Staff, Ministry of Defense. USA, 1992. – URL: http://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nms/nms1992.pdf (Date of access: 04.06.2024)
National Security Strategy Archive of the USA [Electronic resource] // White House, Washington DC. 1991-2018. – URL: http://whitehouse.gov. (дата обращения: 04.06.2024-05.06.2024)
National Security Strategy of the United States, 1993 [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1993. – URL: http://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nss/nss1993.pdf?ver=2014-06-25-121210-297 (дата обращения: 04.06.2024).
National Security Strategy of the USA [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1991. – URL: https://www.whitehouse.gov. (Date of access: 04.06.2024).
NATO bombs Yugoslavia // History. – URL: https://www.history.com/this-day-in-history/nato-bombs-yugoslavia (дата обращения: 05.06.2024).
NATO ISAF's mission in Afghanistan (2001-2014) [Electronic resource] // NATO official site. 2015. – URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_69366.htm
U.S. formally ends the war in Afghanistan [Electronic resource] // CBS, 2014. – URL: https://www.cbsnews.com/news/america-formally-ends-the-war-in-afghanistan/ (дата обращения: 02.06.2024).
NATO Summit in Bucharest, Romania [Electronic resource] // Deutche Welle, NATO. 2-4 April 2008. – URL: http://www.dw.com/ru/саммит-нато-в-бухаресте/a-3233321, https://www.nato.int/docu/comm/2008/0804-bucharest/ (Date of access: 07.06.2024).
NATO’s mid-life crisis. – UK: The «Economist», 1998. – P.20
Obama B. National Security Strategy. – 2010. – May. – P. 41. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 03.06.2024).
Operation Deliberate Force - NATO Bosnian Intervention // Worldatlas - URL: https://www.worldatlas.com/articles/operation-deliberate-force-nato-bosnian-intervention.html (дата обращения: 05.06.2024).
Poast, Paul, and Alexandra Chinchilla. “Good for Democracy? Evidence from the 2004 NATO Expansion.// International Politics 57, – no. 3, – June 1, 2020, – Рр. 471–90
Posen В. and Ross A. Competing Visions for U.S. Grand Strategy // International Security, – vol. 21, – No. 3. – pp. 23-32.
Powell C. The American Commitment in European Security – US: Survival, 1992. – p. 3-11
Relations with the European Union [Electronic resource] // – URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49217.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 01.06.2024).
Shifrinson, Joshua R., “Eastbound and Down: The United States, NATO Enlargement, and Suppressing the Soviet and Western European Alternatives, 1990–1992. // Journal of Strategic Studies. – April 2020. – Р. 1–31
SIPRI Military Expenditure Database by country, in constant (2015) US$ m., 1988-1996, Data for all countries 1949– 2016 [Electronic resource] // SIPRI, Stockholm. 2017. – URL: https://sipri.org/sites/default/files/Milex-constant-2015- USD.pdf (дата обращения: 04.06.2024).
Stuart D. T. The United States and NATO Out-of Area Disputes: Does the Cold War Provide Precedents or Merely Prologue? // A History of NATO: The First Fifty Years. Ed. by G. Schmidt. – N. Y., – 2001. – Vol. 1. – P. 123—140.
Summit meetings NATO provide periodic opportunities for Heads of State and Government of member countries to evaluate and provide strategic direction for Alliance activities [Electronic resource] // NATO. Brussels, 2017. – URL: https://www.nato.int/cps/nl/natohq/topics_50115.htm (Date of access: 01.06.2024).
The Alliance’s Strategic Concept approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of North Atlantic Council in Washington, D.C. 1999. April 24. [Электронный ресурс] // официальный сайт Организации Североатлантического договора. – URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_27433.htm (дата обращения: 03.06.2024).
The Alliance's New Strategic Concept, 1991 [Electronic resource] // NATO. Brussels, 1991. – URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_56626.htm?selectedLocale=ru# (Date of access: 01.06.2024)
The Alliance's Strategic Concept, 1999 [Electronic resource] // NATO. Brussels, 1999. – URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_27433.htm
The Alliance's Strategic Concept, 2010 [Electronic resource] // NATO. Brussels, 2010. – URL: http://www.nato.int/strategic-concept/pdf/Strat_Concept_web_en.pdf (Date of access: 02.06.2024)
The crisis in kosovo [Electronic resource] // Human Right Watch, 2000. – URL: http://www.hrw.org/reports/2000/nato/Natbm200-01.htm (Date of access: 04.06.2024).
The European Rapid Operational Force (Eurofor, Euromarfor) [Electronic resource] // Ministry of Defense of Italy. 2012. – URL: http://www.esercito.difesa.it/comunicazione/editoria/RapportoEsercito/Documents/Rapporto_Esercito_2012.pdf (дата обращения: 04.06.2024)
The Future of NATO: The Washington Summit. UK. – London, 1999.
The Malta Summit [Electronic resource] // BBC. London, 2009. – URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/8429237.stm (Date of access: 06.06.2024).
The National Security Strategy of the USA [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1991-2019. – URL: https://www.whitehouse.gov/issues/national-security-defense (Date of access: 01.06.2024- 05.06.2024).
The National Security Strategy of the USA, 1993 [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1993. – URL: https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nss/nss1993.pdf?ver=2014-06-25-121210-297 (дата обращения: 05.06.2024)
Tom Cox report The NATO Summit and its Implications for Europe. – Brussels: NATO. – 1998.
Treaty on European Union. – Brussels; Luxembourg, 1992.
U.S. National Security Strategy [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1993 - 1996. – URL: http://history.defense.gov. (Date of access: 07.06.2024).
U.S. National Security Strategy [Electronic resource] // The White House, Washington, DC. 1994, 1995, 1996. – URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy/ (Date of access: 05.06.2024).
U.S. Periods of War and Dates of Recent Conflicts [Electronic resource] // US Congressional Research Service. 2017. – URL: https: //fas.org/sgp/crs/natsec/RS21405.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
Western European Union. Information Report. – Paris, 1995.
Why does the USA have so much influence in NATO decisions? [Electronic resource] // Quora. 2019. URL: https://www.quora.com/Why-does-the-USA-have-so-much-influence-in-NATO-decisions (Date of access: 03.06.2024).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней